Мессенджеры

Мы в соцсетях

ЦИКЛОКРОСС: ЧТО ЭТО ЗА ДИСЦИПЛИНА И КАК В НЕЁ ВОРВАТЬСЯ

Готовьтесь, будет грязно

ВВЕДЕНИЕ

Циклокросс – уникальная дисциплина велоспорта, которую можно описать как нечто среднее между шоссейными заездами, MTB и бегом с препятствиями. Соревнования обычно проходят на кольцевой трассе с барьерами, сыпухой, лестницами, лужами грязи и другими импровизированными преградами.

В центральной Европе, где дисциплина особенно популярна, сезон циклокросса проходит с сентября по февраль, – гонщики ждут идеальных погодных условий со снегом, дождём, ветром и вязкой глиной под колёсами. В России спорт пока не слишком распространён: из-за жаркого лета и морозной зимы с минусовыми температурами гоняться по грязевым ваннам получается всего несколько недель в году.

КАК И КОГДА ПОЯВИЛСЯ ЦИКЛОКРОСС?

Большинство историков велоспорта сходятся в том, что дисциплина зародилась в начале XX века. По одной из версий, что-то похожее на современный циклокросс впервые придумал рядовой французской армии Даниэль Гуссо. Он доставлял сообщения между генералами и рассекал по пересечённой местности на велике, а потом придумал формат гонки по бездорожью с преградами в виде заборов и других препятствий. В 1902 году Гуссо организовал первый французский чемпионат по циклокроссу.

Популярность спорта по всей Европе подскочила в 1910 году. Тогда веломногодневку «Тур де Франс» выиграл француз Октав Лапиз – в его подготовку входили интенсивные зимние тренировки по циклокроссу. В последующие 20 лет соревнования в дисциплине собирали огромные толпы зрителей, но UCI (Международный союз велосипедистов) признал вид спорта только в конце 1940-х годов. Первый чемпионат мира состоялся в 1950-м.

ФОРМАТ ГОНОК

Циклокроссовые заезды – короткие и интенсивные. Мужские гонки обычно длятся чуть больше часа, женские – 50 минут. Детские старты длятся немного меньше. В отличие от шахматных хитростей шоссейных велогонок, в циклокроссе тактики почти никакой – важнее всего выдать мощный спринт на старте и вкалывать на дистанции. Побеждает тот, кто проедет больше всех кругов за отведённое время.

На профессиональных соревнованиях гонщики могут менять велосипед до двух раз за круг. В особенно грязные дни райдер серьёзно замедляется из-за грязи, налипающей на колёса и трансмиссию. У элитных спортсменов есть полноценный пит-стоп, как в Формуле-1: гонщик спрыгивает с велика и едет дальше на новом, пока члены его команды приводят в порядок первый байк.

КАК ВЫГЛЯДИТ ТИПИЧНАЯ ТРАССА ДЛЯ ЦИКЛОКРОССА

Гонки проходят на треке длиной от 2,5 км до 3,5 км со смешанным покрытием: трава, грязь, песок, гравий, асфальт. По правилам, трасса должна быть на 90% пригодной для езды, но этот критерий редко соблюдается. Циклокроссовые треки – с небольшим набором высоты, узкие и извилистые. Главная фишка – препятствия, которые заставляют гонщиков меняться местами с велосипедом.

Состояние трассы в конкретный день во многом зависит от погодных условий. После сильных дождей на многих участках появляется глубокая грязь, в сильный холод трек подмерзает и начинает напоминать каток. В таких условиях решающими становятся скилл точного управления велосипедом и понимание того, когда нужно приложить максимальное усилие. Многое зависит от выбора оптимальной траектории движения.

КАКОЙ НУЖЕН ВЕЛИК

Циклокроссовый байк произошёл от шоссейного, но велосипед эволюционировал в соответствии с требованиями дисциплины. Самое очевидное отличие – покрышки. В условиях грязевой ванны важно грамотно подобрать протектор: как бы мощно ты не давил на педали, без сцепления с поверхностью ничего не выйдет.

Шины немного приспускают – так увеличивается площадь контакта колеса с трассой. У циклокроссовых великов большие зазоры между колёсами, рамой и вилкой, чтобы набивающаяся грязь меньше мешала райдеру. Обязательно нужны низкие передачи – только так можно справиться с крутыми подъёмами и вязкой жижей.

Если хотите испытать себя в циклокроссе, попробуйте одолжить или купить подержанный велосипед, предназначенный конкретно для этой дисциплины. Можно гоняться на стареньком MTB или модном гревеле, но это будет не совсем то.

С ЧЕГО НАЧАТЬ

Поищите локальные циклокроссовые комьюнити – в России их мало, но они есть. Как и в любом велосипедном сообществе, вас радостно примут и расскажут, где и когда можно изваляться в грязи. Если предпочитаете гонять в одиночестве, поищите подходящую трассу, дождитесь правильной погоды и нарезайте круги. Главное – быть морально готовым к тому, что предстоит серьёзно запачкаться вместе с велосипедом.

Посмотреть гравийные велосипеды

Спасибо за внимание!

  Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми узнавать о новинках, скидках, акциях.
подписаться